В экономической системе ведущих отраслей промышленности текстильная отрасль занимает далеко не лидирующее положение. Сегодня в России доля текстильного производства в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора составляет около 2%. Потеря поставок среднеазиатского хлопка, мощное наступление дешевой импортной продукции из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции – это далеко не все моменты ухудшения положения отечественных производителей тканей.
Одним из факторов конкурентоспособности текстильной отрасли является ее вовлеченность во внешнюю торговлю (уровень экспорта и импорта). Доля тканей из синтетических и искусственных нитей в национальном экспорте неуклонно снижается.
Аналогичная тенденция наблюдается и в импорте, который до 2004 г. неуклонно рос, а потом снизился на 10%. В 2005 г. импорт текстильных тканей в 16,5 раз превысил экспорт. Все это дает основание предположить, что значительное сокращение потребностей в отечественных тканях вызвано резким увеличением поставок уже готовых изделий, годовой оборот которых, по сравнению с 2000 г., увеличился на 20%.
Позиции российского текстиля тканей на рынках промышленных развитых странах остаются крайне слабыми.
Политика правительства, взятая на открытость внутреннего рынка для доступа импортных компаний, в первые годы кризиса, дала в основном, отрицательные результаты.
По сравнению с 1990 г., производство тканей сократилось в целом в 3 раза, в том числе: хлопчатобумажных – в 2,53 раза; льняных – в 4,94; шелковых – в 8,34. После резкого спада производства в 1990 г. текстильная отрасль так и не оправилась. Ежегодные увеличения темпов продаж на 3-6% по хлопчатобумажным тканям не дали ощутимых результатов, и к сегодняшнему дню общий показатель производства едва покрывает около 30% выпуска начала 90-х гг. Еще более ухудшилась позиция шерстяных, а особенно шелковых производителей ткани, где продолжается спад темпов производства.
Процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятия – это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации его продукции. В сфере производства тканей необходимо принимать конкретные управленческие решения, прежде всего, в следующих направлениях:
- модернизация и фокусирование производственных мощностей;
- максимальное использование производственного персонала;
- развитие структуры организации производства;
- модернизации управления качеством продукции;
- совершенствование и развитие производственной инфраструктуры;
- организация и кооперация взаимодействий с поставщиками и другими партнерами;
- повышение качества управления производством.
Повышение уровня конкурентоспособности производства может осуществляться посредством разработки и реализации следующих программ:
- программа синхронизации производства;
- программа управления материальными потоками;
- программа повышения организационной гибкости производства.
Интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает актуальной проблему повышения конкурентоспособности российских товаров. Особенно это касается предприятий текстильной промышленности. Таким образом, оценка факторов уровня конкурентоспособности производства ложится в основу разработки повышения степени соответствия выпускаемой продукции ценностной системе рынка.
Начиная с периода либерализации экономики, на российский рынок пришли зарубежные конкуренты. Поначалу это не вызвало негативной реакции отечественных производителей тканей, так как их продукция была, по их мнению, достаточно дифференцирована с точки зрения качества, доступных цен и гарантированными госзаказами. Однако экономическая ситуация в государстве начала усугубляться с нарастающей быстротой. Как следствие, к концу 90-х гг. господствовала ценовая конкуренция, в которой выигрывал производитель, имевший минимальные издержки. Поскольку себестоимость импортных тканей была ниже, это послужило для них серьезным аргументом к завоеванию рынка.
Далеко не все отечественные предприятия текстильной отрасли выдержали такую конкуренцию. Многие, ввиду своей неповоротливости и отсутствия производственной гибкости, обанкротились. Остались лишь те, у которых имелось современное оборудование, и была прочно налажена система каналов сбыта и маркетинга.
На уровень конкурентоспособности предприятий отечественной текстильной промышленности в современных условиях влияют, прежде всего, следующие факторы:
- отсутствие четкой и целенаправленной политики государства в сфере текстильной промышленности;
- либерализация таможенной политики по отношению к поставкам импортной продукции;
- отсутствие программы защиты внутреннего производственного рынка текстиля от засилья товаров зарубежных конкурентов;
- прямая зависимость от основных поставщиков, диктующих отпускные цены на сырье;
- отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественных производителей текстиля;
- появление новых предприятий с участием иностранного капитала, отличающихся мобильностью, быстро и часто внедряющих новинки и новые технологии;
- отсутствие инвестиционных вливаний вследствие непривлекательности отрасли;
- повышение количества и форм рисков в текстильной отрасли;
- снижение покупательского спроса на отечественную продукцию ввиду сокращения платежеспособности населения;
- переориентация некоторых основных поставщиков сырья (пряжи, лавсановой и полиэфирной нити) на импортных покупателей;
- переход на импортные ткани некоторой доли российских швейных предприятий, предпочитающих получать сырье без перебоев, точно и в срок;
- потеря экономических связей с партнерами из стран СНГ.
Все перечисленные факторы ощутимо влияют на экономическое состояние как отрасли в целом, так и отдельных ее составляющих. Необходимо скорейшее вмешательство государства с целью финансовой (инвестиционной) поддержки, в противном случае мы потеряем текстильную отрасль.
Интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему повышения конкурентоспособности российской продукции, особенно рынка тканей и изделий из нее, весьма актуальной.
Новосадов С.А. Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности // Российское предпринимательство. – 2007. – № 6 Вып. 1 (92). – c. 132-134.